Проведение занятий в школе сахарного диабета

Проведение занятий в школе сахарного диабета

Сахарный диабет — хроническое заболевание, которое можно лечить, но, к сожалению, нельзя вылечить, поэтому он является серьезной проблемой для медицины всех стран из-за высокого уровня распространенности, инвалидизации трудоспособного населения, значительных экономических затрат на его лечение.

Важнейшим аспектом лечения сахарного диабета и профилактики его осложнений есть контроль уровня сахара в крови. Каждый диабетик должен понимать значение показателя глюкозы для состояния здоровья  и регулярно его контролировать. Для улучшения понимания болезни и важности уровня сахара в крови хорошо себя зарекомендовали школы для больных сахарным диабетом, где им объясняют основные факты о болезни.

На сегодня в мировой медицине общепризнано, что одним из наиболее прогрессивных подходов к решению проблем хронических заболеваний является организация системы обучения методам самоконтроля самих больных. И именно развитие обучения в диабетологии стало моделью для проведения аналогичной работы в области других хронических заболеваний. Еще в 1925 г. Эрнесто Рома в Португалии и одновременно с ним доктор Элиот Проктор Джослин в Америке начали создавать курсы по обучению больных, на которых производили в них важнейшие навыки с целью согласования инсулинотерапии, питания и режима физических нагрузок. Еще тогда в эффективности лечения был признан решающим ежедневный самоконтроль обмена веществ, который проводился непосредственно больным сахарным диабетом. Ученые всего мира с каждым годом все чаще подтверждали, что осуществлять эффективное лечение диабета можно лишь в случае, когда больной правильно и своевременно сможет корректировать лечение в домашних условиях.

Обучение больных направлено на нормализацию обменных процессов, ликвидации острых и хронических осложнений, т.е. на содействие повышению качества жизни больных сахарным диабетом.

Создание школ для больных сахарным диабетом началось с проведения индивидуальных занятий и групповых лекций для стационарных больных. Потом в план обучения были включены практические занятия по правилам питания, правила введения препаратов инсулина, обучение проведения самоконтроля.

Психолог проводит индивидуальные занятия с впервые выявленными больными сахарным диабетом и родителями больных детей до 14 лет, а также групповые интерактивные занятия.

Затем, учитывая предыдущий опыт работы (программа интенсивного лечения и обучения в виде лекций воспринимается лишь незначительным процентом больных) были разработаны индивидуальные схемы обучения больных сахарным диабетом в зависимости от типа диабета, возраста и пола больных.

Применяется следующая схема для контроля за прохождением обучения в школе для больных сахарным диабетом.

При госпитализации больного сахарным диабетом лечащий врач направляет его к медицинской сестре — инструктору школы больных, которая сообщает о режиме работы школы, выдает необходимую литературу и схему индивидуального обучения. Также больному предлагается заполнить анкету в виде тестов на выявление начального уровня усвоенных знаний по вопросам сахарного диабета. Лечащий врач при первичном осмотре больного назначает план прохождения обязательных занятий в школе больных сахарным диабетом учитывая анамнез, состояние заболеваемости и уровень знаний о болезни. Медсестра — инструктор школы больных сахарным диабетом ставит отметки о выполнении пунктов программы индивидуальной схемы обучения на каждом занятии.

Кроме того, в схему индивидуального обучения в школе для диабетиков включен дневник самоконтроля, заполнение которого контролируется лечащим врачом и медицинской сестрой. По окончании программы обучения проводится повторное анкетирование для выяснения уровня усвоения полученных знаний. У больных принимается зачет для закрепления минимального уровня усвоенных знаний с целью поддержания уровня компенсации и предупреждения развития осложнений. С больными сахарным диабетом, которым назначена врачом постельный режим, проводится обучение в индивидуальном режиме также по определенной лечащим врачом программе.

Учитывая опыт работы, можно утверждать, что основным в обучении больных является не метод принудительного обучения, а метод индивидуального подхода и выбора индивидуальной мотивации для каждого больного, особенно детей, подростков и людей в возрасте до 40 лет.

Важным фактором также является эмоциональное состояние больного на момент пребывания на стационарном лечении из-за обострения хронических сопутствующих заболеваний. То есть обучение должно быть максимально адаптированным к возможностям больного воспринимать информацию. Так, особенно тяжело воспринимают ее больные пожилого возраста.

Наиболее проблемным в организации обучения больных сахарным диабетом является не только передача определенного количества знаний, а формирование действенной мотивации, психологической установки, с помощью которых больной сможет взять на себя большую часть ответственности за адекватность лечения своего заболевания.


Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.


Видео:

Полезно:



Source: surgeryzone.net


Добавить комментарий